17 Января 2018
Гагаринский: битва за зарплату главы
Муниципальные депутаты Гагаринского района активно обсуждают возможность изменения Устава и перевода Председателя Совета депутатов (он же - глава муниципального округа) на постоянную занятость. В отличие от многих других районов, в Гагаринском муниципальное собрание сохранило весь объем полномочий, который был ранее закреплен за ним, включая вопросы работы органов опеки и попечительства. Несмотря на это, в дискуссии звучат диаметрально противоположные точки зрения как со стороны жителей, так и со стороны народных избранников.

Вот что написала по этому вопросу на своей странице в Facebook председатель Совета депутатов Муниципального округа Гагаринский Елена Русакова:

- Муниципальный депутат у нас - волонтер-общественник, в его распоряжении вечера и выходные после работы, и более никаких ресурсов. У меня сейчас тоже так.  Это, по сути, имитация местного самоуправления: чиновники работают днем, а общаться с ними депутат не успевает. Да и само отсутствие отдыха - не подарок.

Правда, практически во всех районах Москвы председатели - на полной ставке. Закон этот позволяет. Город дает на это деньги. Получается депутат, совмещающий три должности - Главы округа, Председателя Совета и просто депутата. Днем работает на 1 и 2 должности, ночами и выходными - на третьей (бесплатно). Самое тут важное - это статус Главы муниципального округа. Потому что все госорганы признают за ним право представлять округ, он пользуется особыми полномочиями и правом приоритетного приема. Понятно, что на эту функцию нужны дневные часы. Понятно также, что провластным главам этот статус не нужен - они по всем вопросам получают решения «сверху». Потому в нескольких районах эту ставку просто упразднили, чтобы солидным людям не надо было уходить с хорошей работы. 14322219_1042505799200148_8296691598999122224_n

Наш Гагаринский район получил именно такое наследство. У нас ставки нет. (Мы такие одни среди районов, сохранивших муниципалитет в полном объеме: это для тех, кто понимает).  Меня спрашивают, чего мы никак не вернем себе положенный нам ресурс. А вот потому и не вернем, что вы все, дорогие френды, убеждены, что тут нечего даже обсуждать. У независимых Советов серьезные противники во власти и рядом с нею. Развернули отчаянную агитацию в соцсетях по всем правилам черного пиара - с клеветой и передергиваниями. Пытаются представить дело так, что речь идет об оплате труда обычного депутата (той самой, что больше по ночам). Клеймят позором, что мундепы развратились и хотят денег. (Особенно смешно по отношению к Русаковой - единственному, кажется, мундепу Москвы, которая весь прошлый созыв отказывалась от собянинских «поощрений»). Кампания вполне успешна - даже районная общественность повелась на подмену темы и рассуждает о деньгах, что мол, они нужны. Хотя это не те деньги, что окупят 20-часовую нервотрепку каждые сутки.  Решение о возврате ставки (это называется «работа на постоянной основе») принимают депутаты, а у нас все - демократы и ориентируются на обращения граждан.

Общественность, которая хочет хорошего самоуправления, депутатов не дергает, будучи уверена, что они и так все понимают. А политические противники - пускай их полтора десятка на весь район - из кожи вон лезут.  Так вот. О конфликте интересов. Поскольку речь идет о моей персоне, я не считала возможным комментировать эту тему. Каждый депутат несет личную и индивидуальную ответственность перед избирателями, пусть решает самостоятельно. Ну и каждый избиратель - тоже. Личная заинтересованность не должна влиять.  Но… Есть еще конфликт. Тоже интересов. Лично мне, конечно же, легче и спокойнее не быть «на постоянной основе».

Говорят, что «неосвобожденные» председатели только заседания ведут и решения подписывают. Вполне реально успевать после основной работы, даже при добросовестном отношении к «вечерней смене». Но как жителю Гагаринского района, мне будет грустно, если район не будет иметь нормального представительства в разнообразных государственных структурах и органах власти. Да и многие возможности теряются - для системной работы, для полезных инициатив.  Дело не только в том, что ресурсов типа «прогуляй работу» для этих задач все равно не хватит. Просто это унизительно для населения, для граждан - когда местное самоуправление лишено ресурсов на реализацию даже урезанных полномочий.

Это принципиальный вопрос - претендует район на максимальные возможности или не претендует. (Собственно, по этой причине политические противники и активизировались). Сейчас проходит процедура «публичных слушаний» по поправке в устав, 17.01. вечером собрание, где жителю района можно устно заявить позицию. Кажется, до сих пор мало кто об этом знает…  Так что посмотрим.  

Абсолютно противоположную позицию в этом вопросе занимает депутат Гагаринского района Эльмира Шагиахметова. Она выступает против изменения устава и изложила свою позицию в одной из районных групп в соцсетях. По её мнению, это определено отсутствием сразу нескольких факторов, а именно:

1) отсутствие должностных инструкций для новой постоянной должности;
2) отсутствие подтвержденных источников финансирования ФОТ новой должности;
3) отсутствие демократического принципа - механизма ротации (сменяемости);
4) отсутствие процедуры увольнения с оплачиваемой должности (только трудноорганизуемый отзыв, или добровольное снятие полномочий, или форс- мажор);
5) отсутствие гарантий неучастия действующего Председателя СД в выборах в МГД в следующем году и, следовательно, риски появления других рабочих приоритетов в течение срока постоянной занятости (избирательная кампания такого масштаба начинается чуть ли не за год);
20729716_10207507123956566_6097612502078758102_n 6) отсутствие открытого заявления самого Председателя СД, озвученных им новых конкретных обязательств и планов ( в т.ч. для возможности оценки итогов его работы)- ни перед избирателями, ни перед коллегами. 7) отсутствие отчета Председателя СД об уже проделанной работе и обоснования необходимости его перехода на полную занятость; 8) отсутствие предварительного информирования избирателей о планах перехода Председателя СД на постоянную занятость сразу же после избрания; 9) отсутствие полноценного диалога Председателя СД/Рабочей группы по изменению Устава с жителями;10) отсутствие заблаговременно озвученных правил и процедур организации публичных слушаний, методов сбора мнений жителей и формата подведения итогов. Признаки предопределенности решения до голосования.

Юрист Фонда местного самоуправления Андрей Тамурка считает, что многое зависит от того, как депутаты оформят решение об изменениях: “В целом я считаю позицию Главы муниципального округа Елены Русаковой обоснованной – действительно, всё взаимодействие с другими органами власти осуществляется в дневное время, и, как и всякий труд, должен быть оплачен.

c306f28f-3dfb-4367-bbfd-860e5d10d893Но в данном случае нужно понимать, каким образом депутаты планируют внести изменения в Устав. Если изменения коснутся пункта 5 части 14 Устава, то их необходимо рассматривать как изменения структуры органов местного самоуправления, и в таком случае будет применима статья 6 ФЗ № 56 «"Об организации местного самоуправления...", пункт 3.2 – “Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений”.

Таким образом, даже если депутаты действующего созыва примут решение внести изменения в Устав, то изменения начнут “работать” только в новом созыве депутатов через 5 лет, а Елена Русакова будет вынуждена продолжать работать на непостоянной основе”.

В среду 17 января 2018 г. в 19:00 в досуговом центре «Гагаринец» состоятся публичные слушания, назначенные решением Совета депутатов района. Цель слушаний – внесение изменений и дополнений в Устав муниципального округа Гагаринский, важнейшим из которых является изменение части 5 статьи 14, которую предлагается изложить в следующей редакции: «Глава муниципального округа осуществляет свои полномочия на постоянной основе».