17 Декабря 2013
Илья Заливухин стал гостем Клуба муниципальных депутатов
17 декабря гостем открытого заседания Московского муниципального клуба, инициированного «Альянсом Зеленых», стал архитектор Илья Заливухин.

Молодой архитектор, компания «Яузапроект», член бюро Совета по территориальному планированию и градостроительству в Союзе архитекторов России обсудил с участниками клуба его проект «Концепция стратегического мастер-плана Москвы».

Илья Заливухин: «Единственное исторически сложившееся место в Москве, где есть квартальная застройка, парки, реки и вокзалы, — это центр города в пределах Садового кольца. Это и был город. В сталинское время он оброс новыми районами, но в целом таким и остался — четыре миллиона человек, как в Париже или Берлине. После смерти Сталина пора было расширяться, и решили построить элитные районы — Черемушки, Крылатское, чтобы люди жили в них, а работали в центре.

Представьте, что в вашем доме есть центральная комната и еще несколько комнат. Все, кроме гостиной, изолированы. В какой?то момент к вам приезжает много разных родственников или рождается много детей. Довольно глупо в этой ситуации пристраивать новые комнаты к старым: в этом случае они все становятся проходными. Так в Москве и произошло. Пристроили, потом еще пристроили, еще пристроили, а недавно еще и Коммунарку пристроили. Для того чтобы из крайней комнаты прийти в центральную, нужно ходить через все остальные.

Заседание клуба депутатов 17 декабря 2013 года

Сейчас Садовое кольцо выглядит как магистраль: по нему движется поток машин, справа и слева стоят красивые дома, между домами мчатся машины в тоннель — люди едут, например, с ВДНХ по Садовому кольцу и дальше в Калугу. Вылетные магистрали нужны только для того, чтобы добраться до центра. В этой системе вся территория, что между МКАД и Садовым кольцом, как будто не существует. Там живут какие?то люди, но это никого не волнует. Те, кто живет в Тушино, им гордятся, но принято считать, что те, кто поумнее, все равно живут в центре.

Создание новых центров в районах города — это обязательная задача. Но для начала нужно вернуться к тем центрам, которые были созданы в 1950?е годы. Надо убрать разделительную полосу на Ленинградском проспекте и проспекте Мира, пустить там низкопрофильный трамвай, посадить деревья, сделать обратно зебры — переход бывает только одного типа, это зебра со светофором, а все остальное — это не для города. И весь первый уровень, эти шикарные арочные окна сталинских домов, заработает как кафе, магазины и т. д.

Если бы хайвеи были вдоль железных дорог, осталось бы только аккуратно «залечить» улицы — Садовое кольцо, проспект Мира, Ленинский. В результате и центр города станет больше, разрастется до Третьего кольца. А вокруг появятся так называемые города, или «комнаты», и у каждого будет свой центр — вокруг культурного наследия, вокруг парков или вокруг воды»