03 Декабря 2018
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДЕПУТАТЫ ОБСУДИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ОТКАЗА ОТ ХИМИЧЕСКИХ РЕАГЕНТОВ ВО ДВОРАХ
Когда в городе выпал первый снег, снова актуальным стал вопрос об использовании противолёдных реагентов. Уже неоднократно обсуждался возможный вред химической смеси, которой посыпают улицы (хотя власти Москвы уверяют нас, что никакой проблемы нет). В нескольких районах города предложили компромиссное решение – оставить химическую смесь из мраморной крошки, соли муравьиной кислоты и пищевой соли только для обработки дорог, а на дворовых территориях использовать что-то более щадящее. Например, песок или гранитную крошку.

Соответствующий вопрос уже обсудили на заседании Совета депутатов в Таганском районе, и там 8 из 12 депутатов проголосовали за данную инициативу.

-- В прошлом в городе активно использовались песок и грантиная крошка в качестве противогололедного средства, но в наши дни в качестве альтернативы химическим реагентам выбирают грантиную крошку. В первую очередь, в связи с тем, что это полностью экологичный материал, но также в связи с тем, что крошка может быть применена повторно. На снегоплавильных станциях и ливневых решетках устанавливают фильтры для сбора убранной вместе со снегом крошки, и после несложного процесса очистки она может быть использована вновь. Прямого влияния на службы ЖКХ или исполнительную власть в этом вопросе депутаты местного самоуправления, к сожалению, не имеют, но мне, как и многим моим коллегам, хотелось бы сдвинуть процесс с мертвой точки. В первую очередь необходимо привлечь специалистов из исполнительной власти, которые смогут пояснить, какие существуют проблемы в законодательстве или практической реализации. После этого будет понятнее как помочь нашим дворам и городу в целом, освободиться от этой химической атаки, -- рассказала Наталья Макарова, муниципальный депутат Таганки.

Напомним, что еще в феврале 2018 года за подписью Ильи Свиридова выходила резолюция с круглого стола Общероссийского народного фронта, где Советам депутатов Москвы предлагалось обсудить тему желания или нежелания применять реагенты в их муниципальных округах. Этому предложению последовали муниципальные депутаты Измайлова. Как рассказала Надежда Загордан, уже в апреле 2018 года аналогичный проект касательно реагентов был единогласно принят в их районе. В качестве аргумента тогда приводились данные медиков, которые говорили об участившихся случаях заболеваний дыхательных путей и лёгких, астмы, аллергии.

По словам Загордан, в данном вопросе «спорят» между собой два регламента, оба действующие.

-- Перед тем, как внести в повестку проект решения по предложению органам исполнительной власти отказаться от использования противогололедного реагента на дворовых территориях Измайлово в качестве эксперимента мы изучили регламенты и положения, по которым производится уборка снега и борьба с гололедом в Москве. Оказалось, что по сравнению с нулевыми годами правила санитарного содержания территорий, организация уборки и обеспечения чистоты и порядка в Москве были изменены так, что если раннее обработка наледи на тротуарах и дворовых территориях производилась мелким щебнем, то теперь предписано проводить такую обработку проводить реагентами. В тоже время остались действующими другие регламенты, которые допускают борьбу с гололедом все тем же гранитным щебнем. Оказалось, что у нас есть даже такое распоряжение №05-14-3918/0 «О совершенствовании деятельности по санитарному содержанию дворовых территорий и внутриквартальных проездов города Москвы» от 11.10.2010, которое первым пунктом утверждает технологию зимней уборки дворовых территорий и внутриквартальных проездов без применения химических противогололедных материалов. И оно действующее! И в нем в п.2.1.4 прописано, что «в качестве противогололедного материала рекомендуется гранитный щебень фракций 2-5 мм, -- объясняет Загордан.

Ничего новаторского в этом предложении нет. Вопрос сводится к тому, почему власти Москвы взяли на вооружение только один нормативный акт, проигнорировав второй. И возможно ли просить их это изменить.

Кроме того, как объясняет Загордан, согласно распоряжению Департамента ЖКХиБ № 05-14-650/1 от 28.09.2011 контроль за соблюдением правильности технологии уборки снега возлагает не только на управы, службы заказчиков, но и на местное самоуправление. Однако алгоритм, по которому муниципальные депутаты должны осуществлять контроль, нигде не прописан. Так что, по всей видимости, речь идёт не только об экологической политике города, но и об определении полномочий Советов депутатов.

В материале сотрудников МГУ, который изучали муниципальные депутаты, говорится о целом ряде потенциальных проблем, которые могут принести реагенты городу. Среди них активация инженерно-геологических процессов (внутрипластовые размывы, подтопления, снижение несущей способности грунтов и т.п.); устойчивое засоление почв, приводящее к гибели растений; высокая химическая агрессивность, разрушающая трубопроводы, кабельные линии, канализационные сети и т.п.; повышенный износ одежды и обуви из-за попадания на них смеси из песка и реагентов.