15 Января 2018
Референдум об объединении районов Марьино и Люблино
940f3969-5d1b-435c-9c41-023423495d0c
Районы Люблино и Марьино в скором времени могут объединиться, с этой инициативой выступила общественная организация «За комфортную среду», которая состоит в основном из представителей казачества. Марьинский Совет депутатов согласовал дату городского референдума, который должен будет определить дальнейшую судьбу муниципальных образований.

Предполагается, что 18 марта, в день выборов президента России жители этих двух районов должны будут заполнить еще один бланк и ответить на вопрос: «Считаете ли вы необходимым, чтобы органы местного самоуправления выступили с инициативой об объединении муниципальных округов Марьино и Люблино в муниципальный округ Марьинский?».

Правда, пока проведение самого референдума остается под вопросом, так как помимо согласия депутатов инициаторам нужно пройти еще несколько процедур — зарегистрировать инициативную группу, открыть лицевой счет, собрать более пяти тысяч подписей и согласовать это с высшими органами власти столицы.

Московская городская избирательная комиссия не исключает, что референдум о соединении столичных районов Люблино и Марьино могут провести после президентских выборов. Председатель МГИК Валентин Горбунов сказал, что говорить о сроках проведения референдума еще рано: «Территориальная комиссия должна все документы проверить на соответствие закону. То есть, возможно, референдум пройдет в межвыборный период, а может быть совместится с сентябрьскими выборами».

Один из инициаторов проекта, муниципальный депутат района Люблино 
Сергей Шишкин, заявил, что референдум будет, и уже к началу 2019-го года два района могут стать единым целым. «Мы решили сделать первый шаг по сокращению бюрократического аппарата. Я считаю, что в городе нет необходимости в таком большом количестве чиновников. При объединении оба Совета депутатов будут распущены, а Управы расформированы. Далее пройдут новые выборы, и количество муниципальных управленцев станет вдвое меньше. Разговоры, которые ведутся в социальных сетях о том, что таким образом мы хотим повысить явку на выборы президента, не соответствуют действительности, так как количество людей, участвующих в этом референдуме, — это капля в море по сравнению с населением страны».

Илья Свиридов
, председатель правления Фонда развития местного самоуправления, отметил, что идея укрупнения районов Москвы не нова: «Тема укрупнения районов неоднократно поднималась оппозиционными партиями. Такие предложения высказывались “Справедливой Россией”, КПРФ.

До 1995 года в Москве было 33 района, а потом их число увеличили до 125. Целью этих изменений была демократизация, задача – приблизить чиновников к простым людям, создать органы власти шаговой доступности. По прошествии более чем двух десятилетий многое изменилось. Сейчас большая часть коммуникации жителей города с властью идет через МФЦ в режиме одного окна, это удобно и эффективно. И это действительно шаговая доступность. С управами москвичи успешно научились общаться как через городские порталы, так и напрямую.

То, что тема укрупнения районов и уменьшения чиновничьего аппарата стала широко обсуждаться – это правильная тенденция. Может быть достигнута серьезная экономия, десятки и сотни миллионов рублей могут быть потрачены более эффективно. Но для того, чтобы принять решение, нужны взвешенные, объективные оценки, точное понимание того, что выиграют от этих изменений москвичи. В любом случае, решения такого рода должны приниматься самими жителями, а не навязываться сверху.

Есть и ряд других проблем. Повлечет ли объединение структурные изменения? Какой будет новая власть объединённого района? Вновь управа – отдельно, а органы местного самоуправления — отдельно? Или же нас ждет эксперимент, о котором говорили Сергей Собянин и Алексей Кудрин на Общероссийском гражданском форуме два месяца назад?

Как будут называться объединённые районы? Марьино-Люблино? Или новое какое-то название? Например, если бы вопрос об объединении встал в Тушино, Чертаново, Измайлово, то такая проблема не возникла бы. Но, например, я почти уверен: в случае утраты уникального топонима жители Арбата отказались бы от объединения, например, с Якиманкой или Хамовниками.

Так что прояснить предстоит многое. Не получив заранее ответы на эти вопросы, жителям будет сложно принять взвешенное решение”.

Юрист 
Андрей Тамурка отмечает, что процедура проведения референдума достаточно сложна: “Согласно закону 131 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления…» в соответствии со ст. 12 «инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном о проведении референдума в городе Москве. При этом при проведении референдума необходимо выяснить мнение по этому вопросу у жителей обоих районов.

Процедура подготовки и сбора подписей, а также их проверка должна быть завершена за 45 дней до дня голосования. Предполагается, что это будет 18 марта 2018 года. Судя по сжатым срокам, по моему мнению, уложиться в них не предоставляется возможным, учитывая, что собрать придется около 12000 подписей в Марьино и 9000 в Люблино. Даже если предположить, что избирательной комиссии местного референдума достаточно будет 10 дней для проверки подписей, то времени для сбора до, условно, 20 января 2018 года совсем не остается.

Дополнительно хочу отметить, что требования к легитимности местного референдума достаточно высоки – необходимо, чтобы в референдуме приняло участие более 50% жителей. Такой явки на выборах в Москве можно только позавидовать, в предыдущие годы она была значительно ниже.

К тому же, вопрос об объединении двух муниципальных районов не может лежать в компетенции одного муниципального округа, а проведение объединенного местного референдума в двух районах законом № 11 «О референдуме в городе Москве» не предусмотрено.

Особого внимания заслуживает вопрос о том, что же произойдет, если подобный референдум состоится, и большинство жителей обеих районов проголосует за объединение. В этом случае, согласно ст. 34 Федерального закона 131 «Об общих принципах местного самоуправления…» в течение шести месяцев должны быть назначены выборы во вновь образованное муниципальное образование и, соответственно, полномочия избранных совсем недавно депутатов прекратятся. Реформа ждет и все муниципальные учреждения, и организации, созданные ранее органами местного самоуправления в обоих районах.

Наконец, стоит напомнить о еще одной попытке проведения местного референдума, к которой отношение городских властей было не таким благосклонным. Муниципальные депутаты и жители Хорошевского района хотели провести референдум о судьбе парка Березовая роща, который может быть пущен под застройку. Но по формальным основаниям эта инициатива была отклонена избирательной комиссией”.