01 Марта 2018
ЖИТЕЛИ И ЭКСПЕРТЫ ПРОТИВ ТРАМВАЯ НА ШКОЛЬНОЙ УЛИЦЕ

Уже несколько лет жители Школьной улицы живут в постоянном напряжении. Причиной того является протокол совещания у Мэра Москвы от 20 мая 2013 г., в котором зафиксировано намерение городских властей восстановить трамвайное движение по улице Школьной. А в начале 2015 г. появился реальный повод для беспокойства, так как ГУП  г.Москвы «Мосгортранс» заключил договор с ГУП  г.Москвы «МосгортрансНИИпроект» на разработку проекта и смет на восстановление трамвайного движения на ул.Школьной. Жители района неоднократно выступали против таких планов, но им говорили, что решение уже принято и обсуждать его излишне.

В связи со сложившейся ситуацией 28 февраля по инициативе Совета депутатов Таганского муниципального округа состоялось экспертное совещание, которое гостеприимно было принято в стенах ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» Министерства культуры РФ. В обсуждении приняли участие представители Правительства Москвы из Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, Департамента строительства, Департамента культурного наследия, префектуры ЦАО, управы Таганского района, а также компания-разработчик проекта «МосгортрансНИИпроект», общественные организации, инициативные группы и муниципальные депутаты.

На сегодняшний день улица Школьная является одним из немногих тихих уголков Центрального административного округа Москвы. Тем ценнее эта тишина для жителей этой части Таганского района, которые и так живут в окружении шумных городских магистралей – шоссе Энтузиастов, Рогожский вал, улицы Сергея Радонежского. На контрасте с суетливостью и гомоном этих улиц звучит тишина улицы Школьной – бывшей 1-й Рогожской.

Особый колорит этой улицы создает ее архитектура, представленная двух-трехэтажными постройками, значительная часть из которых удивительным образом сохранилась еще с XVIII – нач. XIX вв., то есть пережившие нашествие Наполеона и пожар в Москве 1812 г. Не удивительно, что Указом Президента России от 20 февраля 1995 г. №176 все эти строения по улице Школьной вошли в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Рогожской Ямской слободы». То есть, вся эта улица, по сути своей является, музеем под открытым небом. Об этом участникам экспертного совещания в своей презентации рассказали научные сотрудники «Центральных научно-реставрационных проектных мастерских»  Т.Н.Вятчанина и Е.Н.Киселева. Их коллега Д.В.Грибов отметил, что в вопросе реконструкции улицы, ее оживления надо «крепко подумать», дабы неосторожными действиями не разрушить тот уникальный ансамбль, который сложился на Школьной.

Скептицизм реставраторов в отношении возобновления трамвайного сообщения не разделяет представитель компании-разработчика проекта «МосгортрансНИИпроект» Д.А.Степчков. Практика создания пешеходно-трамвайных зон широко распространена в старинных европейских городах – Кельне, Дюссельдорфе, Карлсруэ и других. Наиболее удачным пример, по мнению Степчкова, представляет опыт Хельсинки, в которых пешеходы и трамваи прекрасно уживаются друг с другом. Современные же технологии укладки трамвайных путей и тихоходные тележки значительно снижают шумовое и вибрационное воздействие на окружающую среду.

Против пуска трамвая по Школьной был приведен и другой довод. Глава муниципального округа Таганский И.Т.Свиридов отметил, что на сегодняшний день, для жителей района существует лишь одна ярмарка, в то время, как улица Школьная или, в прошлом, 1-я Рогожская была местом оживленной торговли. В этом смысле, превращение улицы в пешеходную зону могло бы, с одной стороны, серьезно оживить ее, а, с другой стороны, жителям близлежащих домов не пришлось бы далеко ездить за продуктами. Об исторически сложившейся ярмарочной функции улицы говорили и представители общественных организаций. Идею превращения Школьной в пешеходную зону с возвращением сюда ярмарки, поддержал и заместитель главы управы Таганского района И.Л.Панин.

Участники совещания в большинстве своем согласились с тезисом о том, что так как улица является памятником федерального значения, то любые проекты ее реконструкции ни в коем случае не должны нарушать ее архитектурной целостности и исторического облика. Таким образом, пуск трамвая по улице будет представлять дискомфорт не только для жителей района, но и, по сути своей, будет нарушением законодательства об охране культурного наследия страны.

Конечно, развитие города требует расширение и транспортных возможностей для его жителей и оживление несправедливо забытых уголков столицы. Важно снизить существующую нагрузку и на метрополитен, как правильно отмечали представители Департамента транспорта  А.Г.Шахбазян. Но, вряд ли в этом вопросе возобновление трамвайного движения по улице Школьной будет иметь принципиальное значение. Как отмечали участники совещания, в этом контексте, более логичным был бы пуск трамвая по улице С.Радонежского.

Представитель Департамента строительства Москвы С.Н.Зубков сообщил участникам совещания о том, что на сегодняшний день в рабочий план его ведомства реконструкция улицы Школьной пока не включена и сейчас в общем-то по данному вопросу еще нет никаких конкретных решений. Таким образом, у жителей Таганского района есть все шансы увидеть улицу Школьную без трамваев, но вполне вероятно, что с велопрокатом и ярмаркой.