22.03.2018
ПРОВЕДЕНИЕ И КОНТРОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
22 марта в выставочном зале «Red October» для муниципальных депутатов состоялся семинар «Муниципальные закупки: как их проводить и как контролировать». Мероприятие состоялось в рамках Школы молодых депутатов Московского фонда развития местного самоуправления.

Спикером выступила Лилиана Кобякова, аналитик, консультант по оптимизации закупочной политики учреждения, генеральный директор ООО «Центр правовой поддержки «ТИУ-ТЮР». Интерес к семинару проявили около 30 депутатов из разных муниципальных округов Москвы.

Участники смогли в общих чертах ознакомиться с базовыми принципами проведения государственных и муниципальных закупок, федеральным и московским законодательством в этой сфере, процедурными аспектами осуществления закупок, федеральной и региональной информационными системами. Несмотря на сложность темы, Кобякова предоставила слушателям реперные точки для дальнейшего исследования данной темы.

Прежде всего, депутаты интересовались прикладными аспектами и конкретными случаями применения законодательства, механизмами осуществления контроля по закупкам, проводимым управами районов и префектурами округов.

Лилиана Кобякова обратила внимание, что возможности местного самоуправления в сфере влияния на политику закупок имеют целый ряд ограничений. Во-первых, районные управы, с которыми должны тесно взаимодействовать Советы депутатов, по факту лишены собственных средств. Практически все деньги, которые идут в район, – это деньги целевые и распределяются они изначально на уровне префектур. Во-вторых, Советы вовсе не осуществляют контрольные функции по отношению к управам или компаниям-подрядчикам. Законодательство не наделяет их контрольными функциями.

И третьим фактором, сводящим на «нет» влияние местных Советов на осуществление закупок в районах, является неопределенность и разнообразие практик, которые сложились в распределении полномочий между Советами депутатов и администрациями муниципальных округов.

Кроме того, Кобякова обратила внимание на функционирование единых комиссий по закупкам. Несмотря на то, что федеральным законодательством предполагается, что не менее 50% членов комиссии должны иметь специальную подготовку в сфере закупок, правительство Москвы рекомендует доводить этот показатель до 100%. Такая ситуация также усложняет участие депутатов в контроле за осуществлением закупок.

Депутаты отметили, что иногда бывает, что администрации МО и управы активно привлекают советы депутатов к формированию планов-графиков закупок. Лектор такую благожелательность местных органов власти связывает, прежде всего, с их желанием «прикрыться» решениями самих депутатов: в этом случае надзорные органы смогут оспорить решение только в судебном порядке.

Депутаты также интересовались возможностями уличить администрации округов или управы в неправомерности решения по той или иной закупке. Основным инструментом лектор назвала изучение наличия у участников сделки конфликта интересов. Только это дает основания признать тот или иной контракт изначально неправомерным.

С презентацией можно ознакомиться по ссылке.